Top.Mail.Ru
Детский православный лагерь Звезда Вифлеема. Повышение квалификации: Cюжетно-деятельностный подход
 

Детский православный лагерь Звезда Вифлеема. Повышение квалификации: Cюжетно-деятельностный подход

Повышение квалификации:

Сюжетно-деятельностный подход


В среду 6 марта состоялось четвертое занятие для ведущих детского православно-ориентированного лагеря «Звезда Вифлеема» по курсу «Основы и технологии сюжетно-деятельностного подхода к духовному развитию детей и молодежи». Ведущий — научный руководитель детского лагеря канд. психол. наук Н.Б. Ковалева.


На семинаре 27 февраля была начата работа по построению понятия «Личность» как центрального для теории и практики образования, основанного на христианской антропологии (В.В. Зеньковский, В.И. Слободчиков и др.) и мыследеятельностном подходе (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко и др.). Однако в современной педагогике, психологии, философии и других науках — личность трактуется в совершенно разных традициях и часто подменяется понятием «индивидуальности» — соответственно строятся часто диаметрально противоположные системы ее развития. В качестве первого шага к построению понятия в сюжетно-деятельностном подходе участники семинара познакомились с видеоотрывком из лекции талантливого российского психолога В.В. Петухова, в котором были введены три «объема» понятия личность: индивид (природный человек), социальный субъект (первое и неполное рождение личности как члена общества), культурный субъект (второе рождение личности как индивидуальности, прорвавшееся за пределы социального к познанию духовной основы мира, символически заданной лектором как «бог» с маленькой буквы — то есть некоторый образ наивысшей точки познания). Данный видеофрагмент позволил поставить важные вопросы на дальнейшую проработку: «Как понять эту культурную идею? Какова суть прорыва человека к духовному? Как подойти к формированию такой личности? В чем содержание работы педагогов по воспитанию личности?».


Для того, чтобы «подобраться» к решению столь фундаментальных и острых для современной науки вопросов Н.Б. Ковалева предложила вернуться к античности и сформировать платформу для дальнейшего движения на основе работы с уникальным образцом философской мысли — «Пещеры» Платона. Хотя само понятие личности возникло позже, однако Платон в своем метафорическом произведении строит модель развития человека как существа познающего и показывает возможности превращения его в «социальную» и «культурную» личность на основе познания им Истины. Важно, что для Платона идея Блага и Добра — и есть истина, свет которой просвещает душу и разум человека и подвигает его на путь служения. «Познавший свет, не сможет жить во тьме» — с точки зрения Платона — поэтому в центре его системы лежит необходимость просвещения, познания и служения.


Участникам семинара удалось восстановить строение Пещеры и разобраться с основными ее символами. Особую сложность вызвали вопросы того, в чем позиция автора или какие задачи решал Платон своим произведением. Пошаговый разбор ступеней восхождения к солнцу и опасностей, подстерегающих того, кто возвращается, позволил понять основы системы образования развитые великим философом, частично воплощенные в его Академии.


Наиболее интересной частью работы оказался разбор двух видеообразцов (социальная реклама «Лифт» и японский мультфильм «Дом из кубиков») и попытка их интерпретации в координатах «Пещеры». В результате такого сопоставительного анализа удалось выделить новый смысл произведений и ответить на вопрос, в каком пространстве Пещеры находятся герои, какую задачу решал их автор и что за тип деятельности он осуществляет. Таким образом у участников семинара появилось средство, позволяющее прояснять смысл сложных художественных произведений.

НАВЕРХ ↑