Top.Mail.Ru
Детский православный лагерь Звезда Вифлеема: Доклад в МПГУ
 

Детский православный лагерь Звезда Вифлеема: Доклад в МПГУ

Научная деятельность:

Доклад в МПГУ


19 марта 2013 года на заседании научного семинара кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ) выступила с докладом канд. психол. наук, Н.Б. Ковалева — научный руководитель детского православно-ориентированного лагеря «Звезда Вифлеема». Доклад был посвящен теме «Сюжетно-деятельностный подход к развитию культуры понимания и мировоззрения детей и молодежи», разрабатываемый Н.Б. Ковалевой в Лаборатории педагогических технологий и положенный в основу сценирования большей части наших программ. >>>

Особое внимание в докладе было уделено анализу современной ситуации в образовании, на основании которого были вскрыты основные причины духовно-нравственного кризиса современного общества. В частности, показано, что на фоне стремительно нарастающего усложнения среды, производимого научно-техническим прогрессом и информационным обществом, духовная составляющая мира оказалось редуцированной до опыта внутренних переживаний, бессознательных процессов либо мистики и эзотерики. В первом случае, человек, сосредоточенный на самом себе, своей самости и своих потребностях и переживаниях, де факто оказался центром вселенной. Центральной ценностью стало гуманистическое признание за каждым права быть таким, каким хочется, и думать, так как  думается. Во втором, — сама вселенная исказилась и стала жить под знаком симулякра — то есть иллюзии и пустоты.

Большое внимание было уделено также проблемам формирования вторичного искусственного слоя реальности, в котором по мысли Ж. Бодрийяра «Система функционирует за счет эстетической прибавочной стоимости знака и превращается в семиотическое образование». Французский философ вводит понятие симуляции как процессов, которые прикрывают собой пустоту бесконечных отсылок и интерпретаций, в которых исчезает смысл и сама идея существования: «Все сущее продолжает функционировать, тогда как смысл существования давно исчез и господствует «фактичность симулякра».

Выделенные проблемы формируют один из самых мощных вызовов XXI столетия и со всей остротой ставят перед образованием вопрос о поиске концептуальных оснований, принципов и моделей, позволяющих формировать идеалы, ценности и мировоззрение детей и молодежи в соответствии с высшими образцами человеческой культуры и жизнедеятельности и в опоре на христианские основания.

В докладе были представлены основные принципы и концептуальные основания программ сюжетно-деятельностного подхода к решению проблемы духовно-нравственного развития личности детей и молодежи.

В процессе обсуждения, участники семинара поддержали и подчеркнули важность и новизну данных научно-практических разработок как попытку преодолеть разрыв между философскими основаниями, психолого-педагогическими концепциями и принципами христианской антропологии и интегрировать их. Предлагаемая модель создает художественный контекст ситуаций выбора и требует проверки принятых принципов в собственной деятельности. Важной спецификой данной модели является создание в ней пространства, устроенного по законам вечности, что позволяет задавать новую перспективу осуществляемой деятельности и систему более сложных требований к формируемой в данной модели общности единомышленников.

Фотографии и дополнительные материалы можно посмотреть на сайте кафедры психологии образования МПГУ по ссылке:

http://fpp-mpsu.ru/index.php?name=detail&op=view&id=1210

НАВЕРХ ↑